Паршваика Пада Ширшасана

Паршваика Пада Ширшасана
Название (санскрит):Паршваика Пада Ширшасана
Тип:Асана
Вид:Перевёрнутое
Цикл:Ширшасаны [9]
Уровень сложности:12
Важность для курсов:Средний

От слова «паршва» — вбок, «эка» — один, а «пада» — нога. В этой позе одна нога опускается на пол вбок на одной линии с головой, а другая остается в вертикальном положении.

Техника

  1. Эту позу следует выполнять после завершения Эка Пада Ширшасаны 1 .
  2. Выдохнуть, опустить правую ногу вниз вправо, поставить ее на пол на одной линии с головой . Левую ногу держать вертикально, как в Саламба Ширшасане 1 .
  3. В этой позиции стойку на голове выдерживать труднее, чем в Эка Пада Ширшасане 1 . Чтобы удерживать равновесие в этой позе, нужно вытягивать задние мышцы бедер обеих ног, напрячь колени и паховые мышцы в подвздошной области на стороне опущенной ноги.
  4. Оставаться в этой позе 10-20 секунд, дышать глубоко.
  5. Вытянуть подколенные сухожилия и бедра и с выдохом поднять правую ногу снова вверх.
  6. Оставаться некоторое время в Саламба Ширшасане 1 .
  7. Затем выдохнуть и опускать левую ногу боком на пол, пока она не окажется на одной линии с головой.
  8. Выдерживать эту позицию столько же времени, как предыдущую.
  9. Затем выдохнуть и вернуться в Саламбу Ширшасану 1 .
  10. Не сгибать колени при опускании и поднимании ног, иначе равновесие будет нарушено.

Эффект

Эта асана укрепляет шею, стенки живота и бедра. Она тонизирует кишечник и укрепляет позвоночник.

Помимо этого, действие асаны аналогично действию Саламба Ширшасаны 1 и описано ниже.

В древних книгах Ширшасану называют королем всех асан, и доказательство этого нетрудно обнаружить. При нормальных родах первой появляется голова, а конечности потом. В черепе находится мозг, управляющий нервной системой и органами чувств. Мозг является вместилищем разума, знаний, понимания, мудрости и силы. Он — обитель Брахмана, души. Как страна не может процветать без хорошего государя или конституционного правителя, так и человеческое тело не может благополучно существовать без здорового мозга.

Все эти качества обусловлены деятельностью мозга, иногда преобладает одно, иногда другие. Голова — центр саттвических способностей, определяющих понимание, туловище — центр свойств раджаса, определяющих страсти, эмоции и действия; ниже диафрагмы сосредоточены свойства тамаса, управляющие чувственными удовольствиями, например, наслаждением пищей и питьем и сексуальными волнениями и радостями.

Регулярные занятия Ширшасаной обеспечивают прилив здоровой чистой крови к клеткам мозга, что обновляет их, оттачивая ум и проясняя мысли. Эта асана помогает тем, у кого быстро наступает умственное утомление. Она обеспечивает надлежащее кровоснабжение таких важных органов мозга, как гипофиз и шишковидная железа, от правильного функционирования которых зависит рост человека, здоровье и жизнедеятельность.

Страдающие бессонницей, потерей памяти, ослаблением жизненной энергии могут восстановить свое здоровье, регулярно и правильно выполняя эту асану. Энергия станет бить в них ключом, легкие получат способность противостоять любым климатическим воздействиям и выдерживать любую нагрузку. Упражняющиеся в этой асане не знают простуд, кашля, тонзиллита, зловонного дыхания и сердцебиения, их тело сохраняет тепло. Ширшасана в сочетании с вариациями Сарвангасаны излечивает от запора. В результате регулярных занятий ею повышается содержание гемоглобина в крови.

При нарушениях давления крови — повышенном или пониженном — занятия не рекомендуется начинать с Ширшасаны и Сарвангасаны.

Регулярные и правильные упражнения в Ширшасане развивают тело, дисциплинируют ум, расширяют духовный горизонт. Человек становится уравновешенным, уверенным в себе, спокойно принимает страдания и удовольствия, утраты и приобретения, позор и славу, поражения и победы.

Показания