«Лома» означает волосы, а «ви» - это отрицательная частица. «Вилома» значит против шерсти, против естественного порядка вещей.

В Вилома вдох или выдох представляют собой не единый непрерывный процесс, а прерываются несколькими паузами. Например, если продолжительность вдоха для наполнения лёгких или продолжительность выдоха для опустошения их составляет 15 секунд, то в Виломе вводятся двухсекундные паузы после каждой третьей секунды вдоха или выдоха. Процесс вдоха или выдоха удлиняется, таким образом, до 25 секунд. Описываемая техника подразделяется на две отдельные стадии.

Название (санскрит):Вилома
Название (русское):
Названия (синонимы):
Тип:Пранаяма
Вид:Сидячее
Цикл:
Уровень сложности:
Важность для курсов:

Вилома может выполняться как в сидячей позе, так и лёжа. Если она выполняется сидя, держать спину прямо, голову опустить к туловищу так, чтобы подбородок покоился в межключичной ямке наверху грудины. Это Джаландхара Бандха. Сложить кисти рук в Джняна Мудру.

Стадия 1

  1. Вдыхать в течение двух секунд и сделать паузу, задержав дыхание на две секунды. Снова продолжать вдох в течение 2 секунд и снова сделать паузу, задержав дыхание на 2 секунды. Продолжать, пока лёгкие полностью не наполнятся воздухом.
  2. Теперь задержать дыхание (антара кумбхака) по возможности на 5-10 секунд, выполняя Мула Бандху.
  3. Мула Бандху следует выполнять во время пауз на протяжении вдоха.
  4. Выдыхать медленно и глубоко, как в Удджайи, с придыхательным звуком (хуууум). Во время выдоха отпустить Мула Бандху.
  5. Это завершает один цикл первой стадии Вилома.
  6. Повторять подряд 10-15 циклов первой стадии.

Стадия 2

  1. Отдохнуть 1-2 минуты.
  2. Затем сделать глубокий вдох без пауз, как в Удджайи, со свистящим звуком (ссссссса), держа подбородок наверху грудины. Наполнить лёгкие полностью.
  3. Задержать дыхание (антара кумбхака) на 5-10 секунд, одновременно удерживая Мула Бандху.
  4. Выдыхать в течение 2 секунд и сделать паузу на 2 секунды. Снова выдыхать в течение 2 секунд и снова сделать паузу на 2 секунды. Продолжать таким образом до полного опустошения лёгких.
  5. Во время пауз выполнять Мула Бандху.
  6. Это завершает один цикл второй стадии Вилома.
  7. Повторить вторую стадию Виломы 10-15 раз подряд.
  8. Это завершает Вилома.
  9. Затем лечь в Шавасану.

Вилома первой стадии полезна страдающим гипотонией, Вилома второй стадии полезна страдающим гипертонией.

Показания к использованию упражнения

Показания отсутствуют.

Общая информация о пранаяме

Научившись асанам, ученик перестает различать такие дуальности, как приобретение и потеря, победа и поражение, слава и позор, тело и ум, ум и душа, и переходит к пранаяме. При выполнении пранаямы активно задействованы только ноздри, носовые проходы и перегородки, дыхательное горло, легкие и диафрагма. Только они ощущают полное воздействие силы праны - дыхания жизни. Не спешите овладеть пранаямой, так как вы играете с самой жизнью. При неправильных занятиях пранаямой возникнут болезни дыхательных органов, а нервная система расшатается. Надлежащей же практикой пранаямы можно избавиться от большинства болезней. Никогда не пытайтесь заниматься пранаямой самостоятельно. Совершенно необходимо иметь личного руководителя - гуру, который знает физические возможности своего ученика.

Слово «прана», так же как слово «йога», многозначно. Прана означает вдох, дыхание, жизнь, жизнеспособность, ветер, энергию, силу. Это слово может также означать душу, в противоположность телу. Во множественном числе оно обычно означает жизненно важные токи энергии. А «яма» значит длительность, распространение, вытяжение или сдерживание. Пранаяма, таким образом, означает удлинение дыхания и контроль над ним. Этот контроль предполагает управление всеми дыхательными функциями, а именно:

  • вдыханием или вдохом - «пурака» (наполнение);
  • выдыханием или выдохом - «речака» (опустошение легких);
  • задержкой или приостановкой дыхания - состоянием, в котором не происходит ни вдоха, ни выдоха, - «кумбхака».

В текстах Хатха Йоги термин «кумбхака» используется в широком обобщенном смысле для обозначения всех трех дыхательных функций: вдоха, выдоха и задержки дыхания.

«Кумбха» - это кувшин, горшок, чаша или кружка. Сосуд может быть совершенно освобожден от воздуха и наполнен водой, либо освобожден от воды и целиком наполнен воздухом. Аналогично есть два состояния кумбхаки:

  • когда дыхание задерживается после полного вдоха (легкие целиком заполнены живительным воздухом);
  • когда дыхание задерживается после полного выдоха (легкие совершенно освобождены от отработанного воздуха).

Первое из этих состояний, когда дыхание задерживается после полного вдоха перед тем, как начнется выдох, называется «антара кумбхака». Второе, когда дыхание задерживается после полного выдоха, перед началом вдоха, называется «бахья кумбхака». Антара значит внутренний, бахья - внешний, наружный. Итак, кумбхака - это интервал или промежуток между полным вдохом и выдохом (антара кумбхака), либо между полным выдохом и вдохом (бахья кумбхака). В обоих случаях дыхание приостанавливается и сдерживается.

Пранаяма, таким образом, - это наука о дыхании. Это ступица, вокруг которой вращается колесо жизни. «Как львов, слонов и тигров приручают медленно и осторожно, так же и праной учатся управлять очень медленно и постепенно, в соответствии со способностями и физическими возможностями ученика. Иначе она убьет его», - предостерегает «Хатха Йога Прадипика».

Жизнь йога измеряется не количеством дней, а количеством дыханий. Поэтому он соблюдает должную схему ритма медленного и глубокого дыхания. Такие схемы ритма укрепляют дыхательную систему, успокаивают нервную систему и ослабляют вожделения. С ослаблением желаний и вожделений ум освобождается и становится орудием, пригодным для сосредоточения. Неправильной практикой пранаямы ученик расстраивает свой организм, вызывая икоту, газы, астму, кашель, катары, головную боль, боли в глазах и ушах, раздражительность. Требуется много времени, чтобы научиться медленному, глубокому, стабильному и правильному вдыханию и выдыханию. Добейтесь этого, прежде чем делать попытки кумбхаки.

Как огонь вспыхивает ярко, когда ветер сдует золу с углей, так и божественное пламя внутри тела сияет во всем величии, когда пепел желаний отброшен практикой пранаямы.

«Освобождение ума от всех иллюзий - вот истинная речака (выдох). Осознание того, что Я есть Атма (дух) - вот истинная пурака (вдох). Стабильное удержание ума в этом убеждении - вот истинная кумбхака (задержка). Это истинная пранаяма», - говорит Шанкарачария.

Каждое живое существо бессознательно с каждым вдохом и с каждым выдохом повторяет молитву. Эта бессознательно повторяемая молитва продолжается вечно внутри каждого существа всю его жизнь. Йог полностью осознает значение этой молитвы, и таким образом освобождается от всех пут, связующих его душу. Он возносит самое дыхание своего бытия в жертву Богу и получает дыхание жизни от Бога как Его благословение.

Прана в теле отдельного человека является частью космического дыхания Вселенского Духа. Практика пранаямы - это попытка согласовать индивидуальное дыхание с космическим дыханием.

Как сказал мистик XVII века Кариба Эккен: «Если вы хотите воспитывать спокойствие духа, сперва научитесь управлять дыханием. Когда дыхание под контролем, сердце пребывает в спокойствии, при судорожном же дыхании сердце беспокойно. Поэтому, прежде чем браться за что-либо, сперва наладьте свое дыхание, это смягчит ваш нрав и успокоит дух».

Ум подобен колеснице, влекомой упряжкой сильных лошадей. Одна из них - дыхание, другая - желание. Колесница будет двигаться туда, куда тянет более сильная лошадь. Если превалирует дыхание, то желания контролируются, чувства сдерживаются и ум спокоен. Если превалирует желание, то дыхание беспорядочно, ум - в волнении и тревоге. Поэтому йог овладевает наукой дыхания; регулируя дыхание и управляя им, он управляет умом и останавливает его постоянные колебания. При занятиях пранаямой глаза закрыты, чтобы ум не блуждал. «Когда прана и ум поглощены, возникает неописуемая радость» («Хатха Йога Прадипика»).

Эмоциональное волнение воздействует на темп дыхания, и так же намеренное регулирование дыхания сдерживает эмоциональное волнение. Поскольку основная цель йоги - контролировать и остановить ум, то йог сперва изучает пранаяму, чтобы овладеть дыханием. Это даст ему возможность управлять своими чувствами. Только тогда ум будет подготовлен для сосредоточения.

Говорят, что ум двояк, он может быть чистым и нечистым. Ум чист, когда он совершенно свободен от желаний, а нечист - когда он в союзе с желаниями. Сделав ум неподвижным и освободив его от лени и рассеяния, человек достигает состояния безмыслия. Это состояние безмыслия не лунатизм и не идиотизм, но сознательное состояние ума, свободного от мыслей и желаний. Имеется существенное различие между идиотом и лунатиком, с одной стороны, и йогом, стремящимся достигнуть состояния безмыслия, с другой. Первый не ведает забот, второй старается освободиться от них. Единство дыхания и ума, а также чувств при отказе от всех условностей существования и мышления - вот что означает йога.

Нади и чакры

Чтобы следовать техникам пранаямы, необходимо знать кое-что о нади и чакрах.

Нади - это трубчатый канал в организме, через который течет энергия.

Чакры - это колеса или круги. Это маховые колеса в механизме человеческого организма.

Человеческое тело, само по себе, является миниатюрной вселенной. Слово хатха состоит из двух слогов: «ха» - солнце и «тха» - луна. Считается, что солнечная и лунная энергии текут соответственно через два главных канала (нади) - Пингалу, который начинается от правой ноздри, и Иду, начинающийся от левой ноздри; они идут вниз, к основанию позвоночника. Пингала - это нади солнца, а Ида - это нади луны. Между ними находится Сушумна - нади огня. Как уже указывалось, Сушумна нади - это главный канал нервной энергии, он расположен внутри позвоночного столба. Пингала, Ида и Сушумна пересекаются друг с другом в различных местах. Эти узловые пункты называются чакрами, центрами управления механизмом тела, которые можно уподобить маховым колесам машины.

Главные чакры следующие:

  • Муладхара Чакра (от слов «мула» - основа, причина, источник и «адхара» - опора, жизненно важная часть) находится в области малого таза над анусом;
  • Свадхиштхана Чакра (от слов «сва» - жизненная сила, душа и «адхиштхана» - вместилище, местопребывание) расположена над детородными органами;
  • Манипурака Чакра (от слова «манипура» - пупок) в пупке;
  • Манас Чакра и Сурья Чакра (от слов «манас» - ум и «сурья» - солнце) расположены между пупком и сердцем;
  • Анахата Чакра (от слова «анахата» - сердце) в области сердца;
  • Вишуддха Чакра (от слова «вишуддха» - чистый) в области глотки;
  • Аджна Чакра (от слова «аджна» - приказ) в межбровье;
  • Сахасрара Чакра, которая называется тысячелепестковым лотосом, расположена в полости мозга;
  • Лалата Чакра (от слова «лалата» - лоб) в верхней части лба.

Возможно, эти чакры соответствуют эндокринным железам, которые снабжают организм гормонами и другими внутренними секрециями. Чакры Муладхара и Свадхиштхана, возможно, соответствуют половым железам (яичкам, половому члену и предстательной железе - у мужчин; яичникам, матке и влагалищу - у женщин). Между этими двумя чакрами расположен орган деторождения. Органам брюшной полости (желудку, селезенке, печени и поджелудочной железе), может быть, соответствует Манипурака Чакра. Оба надпочечника можно сопоставить с чакрами Сурья и Манас. Анахата Чакра - это сердце и главные кровеносные сосуды вокруг него. Вишуддха Чакра - это, возможно, щитовидная и паращитовидная, а также вилочковая железы. Чакры Аджна, Сахасрара и Лалата, возможно, обозначают мозговое вещество, гипофиз и шишковидную железу.

Определение пригодности

Как возможность обучения в аспирантуре зависит от способностей человека и от навыков работы, приобретённых им при изучении той отрасли знаний, которой он занимался раньше, и от дисциплины, так и обучение пранаяме требует овладения асанами и приобретённых таким образом силы и дисциплины.

Пригодность ученика к занятиям и продвижению в пранаяме должна определяться опытным гуру, чьё личное руководство существенно важно.

Пневматические инструменты способны прорезать крепчайшие скалы. В пранаяме йог использует свои лёгкие как пневматический инструмент. Неправильное употребление погубит как инструмент, так и человека, работающего с ним. Это правило применимо и к пранаяме.

Чистота и пища

В храм не входят с грязным телом и нечистыми мыслями. Прежде чем войти в храм собственного тела, йог соблюдает правила чистоты.

Перед выполнением пранаямы следует освободить мочевой пузырь и кишечник. Это облегчает выполнение бандх.

Предпочтительно практиковать пранаяму на пустой желудок, но если это трудно, можно выпить перед занятиями чашку молока, чая, кофе или какао. После приёма пищи должно пройти не менее шести часов, прежде чем можно будет приступать к пранаяме.

Через полчаса после окончания занятий пранаямой можно принять лёгкую пищу.

Время и место

Лучшее время для занятий пранаямой – раннее утро (предпочтительнее перед восходом солнца) и после захода солнца. Согласно «Хатха Йоге Прадипике», пранаяму следует практиковать четыре раза в сутки: рано утром, в полдень, вечером и в полночь, по 80 циклов за раз. Это едва ли возможно в наше торопливое время. Поэтому можно рекомендовать заниматься не менее 15 минут в день. Выполнять же 80 циклов могут ревностно преданные йоге люди, это не для среднего семьянина.

Лучше всего начинать занятия весной или осенью, когда нет резких климатических колебаний.

Пранаямой следует заниматься в чистом, хорошо проветренном помещении, свободном от насекомых, в тихие часы, когда нет беспокоящего шума.

Пранаяму следует выполнять решительно и регулярно в одно и то же время, в одном и том же месте и в одной и той же позе. Изменения допускаются только в типе пранаям: если в первый день выполняется Сурья Бхедана Пранаяма, то на следующий день можно упражняться в Шитали, а на третий – в Бхастрике. Нади Шодхана должна, конечно, выполняться ежедневно.

Поза

При выполнении пранаямы дыхание производится только через нос, за исключением Шитали и Шитакари.

Лучше всего выполнять пранаяму, сидя на полу на сложенном одеяле. Подходящими позами будут Сиддхасана, Вирасана, Падмасана и Баддха Конасана. Можно принять и любую другую сидячую позу, лишь бы она обеспечивала абсолютно прямое (от основания позвоночника до шеи) и перпендикулярное по отношению к полу положение спины. Некоторые типы пранаям могут выполняться лёжа, о чём будет сказано дополнительно.

Во время занятий не должно ощущаться никакого напряжения ни в лицевых мышцах, ни в глазах или ушах, ни в мышцах шеи, плечах, руках, бёдрах и стопах. Бёдра и руки следует намеренно расслаблять, так как они бессознательно напрягаются во время пранаямы.

Язык следует держать пассивно, иначе во рту будет скапливаться слюна. Если это произойдет, проглотите её перед выдохом (речакой), а не во время задержки дыхания (кумбхаки).

Во время вдоха и задержки дыхания грудная клетка должна расширяться как вперёд, так и в стороны, но область под лопатками и подмышками должна расширяться только вперёд.

В начальном периоде наблюдаются потоотделение и дрожь, но постепенно они исчезают.

Во всех пранаямах, выполняемых в сидячей позе, голова должна свисать от шеи, а подбородок помещаться в ямку между ключицами наверху грудины. Этот подбородочный замок, или Джаландхара Бандху, следует выполнять всегда, за исключением особых положений, оговоренных особо.

Во время занятий глаза следует держать закрытыми, так как иначе ум будет блуждать, следя за внешними объектами, и отвлекаться. Если глаза держать открытыми, в них возникнет ощущение жжения и раздражения.

Во время занятий пранаямой внутри ушей не должно ощущаться давления.

Левую руку нужно держать прямой, а задняя сторона её запястья должна лежать на левом колене. Кончики указательного и большого пальцев соединяются в Джняна Мудру.

Правая рука сгибается в локте, а её кисть располагается на носу для того, чтобы регулировать ровный ток дыхания и определять тонкость дыхательной струи. Это осуществляется при помощи кончиков безымянного пальца и мизинца, которые контролируют левую ноздрю, и кончика большого пальца, который контролирует правую ноздрю. Положение правой руки подробно рассматривается в разделе «Техника» каждой из пранаям. В некоторых типах пранаям обе кисти располагаются на коленях в Джняна Мудре.

Ум

Когда ребёнок учится самостоятельно ходить, мать не двигается, её тело пассивно, но ум бдит. При необходимости, например, если ребёнок споткнётся, её тело моментально приводится в действие, чтобы уберечь ребёнка от падения. Так и при занятиях пранаямой мозг пассивен, но бдителен. Если какие–то телесные органы не срабатывают, бдительный мозг шлёт сигналы предупреждения. Ухо должно прислушиваться к звуку дыхания, а кисть руки и нос должны следить за чувствительностью дыхательного потока, идущего через носовые проходы.

Возникает вопрос: если мозг обязан посылать чувствам предупредительные сигналы, как можно сосредоточиться на пранаяме? Художник, поглощённый своей работой, замечает одновременно различные подробности: перспективу и композицию, тона и оттенки цвета, передний план и фон, мазки своей кисти. Музыкант, исполняя какую–либо мелодию, следит за движением своих пальцев и за сочетаниями звуков, за настройкой инструмента и за высотой тона. Хотя художник и музыкант замечают и исправляют разные частности, они сосредоточены на своём деле. Так и йог, учитывая такие частности, как время, положение тела и даже ритм дыхания, бдителен и чувствителен к току праны внутри себя.

Как заботливая мать учит ребёнка ходить без поддержки, так заботливый ум йога учит его чувства беззаботности. В результате продолжительных занятий пранаямой чувства освобождаются от увлечения вещами, к которым когда–то стремились.

Умеренность и последовательность

Выполняя пранаяму, каждый человек должен определить свои возможности и не превышать их. Это можно проверить следующим образом: предположим, что человек может спокойно делать вдохи и выдохи длительностью по 10 секунд ритмическими пятиминутными циклами. Если появится какое–либо изменение в ритме, скажем, период вдоха или выдоха уменьшится до 7 или 8 секунд, значит возможности упражняющегося исчерпаны. Продолжать упражнения далее этой точки значило бы неумеренно напрягать лёгкие, что повлечёт всяческие дыхательные расстройства.

Неправильная практика приводит к чрезмерному напряжению лёгких и диафрагмы. От этого страдает дыхательная система, и это вредно отражается на нервной системе. Неправильные занятия пранаямой могут сотрясти основы и здорового тела и здравого ума. Насильственные и напряжённые вдохи и выдохи недопустимы (за исключением Бхастрики).

Равномерность дыхания способствует здоровому состоянию нервов и, таким образом, ведёт к уравновешенности ума и темперамента.

Асанами ни в коем случае не следует заниматься сразу после пранаямы. Если сначала выполняется пранаяма, то нужно отдыхать не менее часа, прежде чем приступить к асанам, так как спокойствие нервов, достигнутое в пранаяме, может быть нарушено движениями тела в асанах.

Пранаяму можно выполнять спустя не менее 15 минут после умеренных занятий асанами.

Напряжённые асаны вызывают усталость. При утомлении нельзя заниматься пранаямой ни в какой сидячей позе, так как спина не может держаться прямо, тело охватит дрожь, а ум – беспокойство. Глубокое дыхание, как это делается в Удджайи, но в лежачем положении, снимает усталость.

Если не удаётся больше сохранять мерный ритм глубокого, устойчивого и медленного дыхания – остановитесь. Не продолжайте дальше. Ритм следует определять по характеру носового звука при вдохе («сссссса», вроде того, что слышится, когда воздух вырывается из прокола велосипедной шины) и при выдохе (придыхание вроде «хууууууууум»). Если громкость звука уменьшилась, надо остановиться.

Старайтесь достигнуть ровного соотношения вдоха (пураки) и выдоха (речаки). Например, если в данном непрерывном цикле вдох занимает 5 секунд, то выдох должен занимать столько же.

Из всех типов пранаям особенно полезны Удджайи и Нади Шодхана. Их могут выполнять беременные женщины, предпочтительно в позе Баддха Конасана. Только нельзя во время беременности производить задержку дыхания, разве под непосредственным руководством опытного учителя.

После окончания пранаямы всегда ложитесь в Шавасану не менее чем на 5–10 минут в тишине. Ум должен быть полностью отключен, и все члены тела и органы чувств должны быть совершенно пассивны, как у мертвеца. Шавасана после пранаямы освежает как тело, так и ум.

Кумбхаки

Все три бандхи, а именно, Джаландхара, Уддияна и Мула, должны соблюдаться в кумбхаке (паузе после полного вдоха или задержке дыхания после полного выдоха). Бандхи – это своего рода предохранительные клапаны, которые должны быть закрыты во время кумбхаки.

Необходимо полностью освоить выполнение вдоха (пураки) и выдоха (речаки), прежде чем браться за разучивание антара кумбхаки (задержки после вдоха).

Не следует пытаться делать бахья кумбхаку (задержку после выдоха) пока не будет полностью освоена антара кумбхака.

Во время выполнения кумбхаки существует тенденция втягивать воздух, а также сжимать и расслаблять диафрагму и органы брюшной полости, чтобы увеличить время задержки дыхания. Это происходит бессознательно и непреднамеренно. Следует стараться не допускать этого.

Если окажется трудным задерживать дыхание (делать кумбхаку) после каждого вдоха либо выдоха, то выполните несколько циклов глубокого дыхания, а затем упражняйтесь в кумбхаке. Например, за тремя циклами глубокого дыхания может следовать один цикл кумбхаки, а после ещё трёх циклов глубокого дыхания второй цикл кумбхаки и т.д.

Если задержка дыхания нарушает ритм вдохов или выдохов, сократите длительность кумбхаки.

Люди, страдающие глазными или ушными болезнями (например, глаукомой или гнойным воспалением в ушах), не должны пытаться задерживать дыхание.

Иногда вначале упражнений в кумбхаке возникает запор. Это временное явление, оно скоро проходит.

Специальные указания женщинам

Пранаяму без задержки дыхания можно практиковать в течение всего периода беременности, так как регулярное глубокое дыхание значительно помогает во время родов.

Эффект

Нормальная частота дыхания – 15 дыханий в минуту. Она возрастает, когда деятельность организма нарушается из–за несварения желудка, лихорадки, насморка и кашля или таких эмоций, как страх, злоба, похоть. При нормальной частоте дыхания в сутки человек делает 21600 вдохов и выдохов. Йог измеряет продолжительность своей жизни количеством не дней, а дыханий. Поскольку в пранаяме дыхание удлиняется, занятия ею ведут к долголетию.

Продолжительная практика пранаямы изменяет мировоззрение и значительно укрощает чувственное стремление к мирским удовольствиям, таким как курение, выпивка и распутство.

При занятиях пранаямой чувства втягиваются внутрь, и в тишине кумбхаки адепт слышит внутренний голос, призывающий: «Смотри внутрь! Источник всякого счастья внутри!» Это также подготавливает ученика к следующей ступени йоги – пратьяхаре, которая ведёт к освобождению от власти и тирании чувств.

Поскольку во время занятий пранаямой глаза держат постоянно закрытыми, ход времени отмечают джапой – повторением в уме какого–либо священного слова или имени. Такое повторение священных слов или имён считается семенем (биджа), посаженным в ум йога. Это семя растёт, подготовляя адепта к дхьяне (сосредоточению), шестой ступени йоги. В конечном счёте оно порождает плод – самадхи, последнюю ступень йоги, на которой йог испытывает полноту сознания и высшую радость, он сливается с Творцом Вселенной и ощущает то, что никогда не смог бы выразить, но не может и полностью скрыть. Слова бессильны передать его ощущения, так как ум не может найти нужных для этого слов. Это ощущение покоя, которое выше понимания.

«Курсор» - эффективный инструмент организации удалённой работы!

Проекты, задачи, ресурсы. Прост, нагляден, удобен. Всего 120 USD для любого количества пользователей навсегда!

ПОДРОБНЕЕ...